Ткацкие переплетения — различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка́, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках. Вид переплетения — одна из важнейших характеристик строения ткани, определяющая её внешний вид, физические, механические, технологические и другие свойства. Общепринято выделяют четыре класса переплетений: простые, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые.
Простые переплетения:
1. Полотняное
Это самое простое и распространенное переплетение нитей. В нем каждая нить основы и утка переплетается через одну в шахматном порядке. Ткани полотняного переплетения очень прочны, с гладкой, матовой поверхностью. Полотняным переплетением вырабатывают ткани: батист, фланель, поплин, ситец, бязь и многие другие хлопчатобумажные, льняные, шелковые (крепдешин, креп-шифон) и шерстяные ткани (сукно и многие костюмно-плательные). Эти ткани легко кроятся.
2. Саржевое
Такое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево. Рассматривая образование переплетений по рисунку можем видеть следующий закон переплетения: каждая нить основы сдвинута от соседней и притом только на один уток; перекрытия основы и утка, будучи сдвинуты друг относительно друга только на одну нить, естественно образуют косые полоски.
Чаще всего диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Но, в зависимости от плотности полотна, диагональный рубчик идет более круто или более полого.Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но у них множество своих плюсов - они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и хорошо драпируются. Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов. Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью — шотландка), шелковые и полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток — саржа), а также кашемир, габардин и др. Саржу часто используют как подкладку из-за ее свойств – хорошо тянется и драпируется.
3. Сатиновое (атласное)
Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым. Если лицевая сторона ткани образована из осно́вных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным. Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.
На таких тканях отлично смотрится принт, т.к. переплетение дает возможность очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна. Так же ткани с сатиновым и атласным переплетением отличаются повышенной износостойкостью.
Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные, вискозные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)
К мелкоузорчатым переплетениям относят производные от простых переплетений (полотняного, саржевого, атласного и сатинового) и комбинированные (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)
К производным от полотняных переплетений относятся репс и рогожка, к производным от саржевого – усиленная, ломанная, сложная, зигзагообразная и теневая саржа, к производным от атласного (сатинового) – усиленные и теневые атласы(сатины).
1. Репсовое переплетение
Репсовое переплетение относится к производным полотняного переплетения. Оно характерно тем, что на поверхности полотна происходит образование рубчика. Вследствие более редкого переплетения нитей полотна, чем у тканей полотняного переплетения, выработанные таким переплетением ткани, более мягкие и менее растяжимые. При раскрое тканей с таким переплетением нужно строго следить за тем, чтобы рубчики на деталях одежды имели одинаковое направление.
2. Переплетение рогожка
Переплетение рогожка тоже относится к производным полотняного переплетения. Рисунок переплетения нитей на полотне, ярче выражен, чем в полотняном переплетении. Ткани, выработанные таким переплетением более плотные, чем с полотняным переплетением, достаточно мягкие и эластичные. Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные, льняные ткани, а также некоторые шерстяные и полушерстяные костюмно-плательные ткани.
3. Усиленная саржа
Рисунок переплетения нитей на полотне, при усиленной сарже, имеет ярко выраженные широкие рельефные диагонали. Свойства тканей, выработанных таким переплетением те же, что и у тканей с простым саржевым переплетением. Этим переплетением вырабатываются костюмно-плательные ткани (шотландка, кашемир, фланель) и некоторые пальтовые. А также саржа хлопчатобумажная и шелковая.
4. Сложная саржа
Это переплетение характеризуется наличием на полотне ткани нескольких диагональных полос различной ширины. Ткани, выработанные таким переплетением, имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений. В основном, это костюмно-плательные ткани
.
5. Ломаная саржа
Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки. Переплетение ломаная саржа вырабатываются некоторые хлопчатобумажные и шерстяные костюмно-плательные ткани.
6. Обратная саржа
Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, против диагоналей из осно́вных перекрытий располагаются диагонали из уто́чных перекрытий.
7. Усиленный сатин (усиленный атлас)
Усиленный сатин (усиленный атлас) — это переплетения которые образуются путем усиления осно́вных перекрытий в сатине и уто́чных в атласе. При этом повышается прочность ткани.
Теперь немного поговорим о комбинированных переплетениях. Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных.
1. Креповое переплетение
Креповое переплетение это видоизмененные переплетения полотняное и рогожка. В результате беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани меньше сминаются, и кроить их легко. Креповые переплетения широко используются для выработки плательных и блузочных тканей.
Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных. Сложные – двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные).
1. Двухлицевые переплетения
Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка. Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью. Двухлицевым переплетением вырабатываются тонкосуконные пальтовые ткани (драп, велюр и т.д.) и некоторые шелковые и хлопчатобумажные.
2. Двухслойные переплетения
Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка. Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка. С помощью этого переплетения вырабатываются толстые, плотные, тяжелые тонкосуконные пальтовые ткани и некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.
3. Ворсовые переплетения
Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс. Это густые, выступающие кончики волокон. При этом переплетении получаются очень красивые и износостойкие ткани. Ворс хорошо предохраняет полотно ткани от стирания и износа. Выработанные ворсовым переплетением ткани с рубчиком, например, вельвет, необходимо раскраивать так, чтобы направление рубчика на всех деталях было в одну сторону.
Крупноузорчатые (жаккардовые) — простые и сложные крупноузорчатые.
Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и прочее. Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений. Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.
Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Таким переплетением вырабатываются гобелены и другие ткани.
В целом, существует множество переплетений и даже такое поверхностное знакомство во многом может помочь при выборе той или иной ткани. Например, самое простое и известное полотняное переплетение имеет стандартный набор свойств, полезных в различных изделиях.
В нашем магазине представлены все виды этих сложных и простых переплетений, так что знакомьтесь с основами и выбирайте свою идеальную ткань!